Главная страница » Афигеть! или история моих предков часть №1

Афигеть! или история моих предков часть №1

Происхождение названия моей родной улицы Моечная ( Мийна)

 В Петербурге есть Мойка, довольно интересное название для улицы. А у нас в Харькове  есть улица Моечная. Ничем особо не примечательная, ну помимо того что за все годы ее существования  она никогда не была переименована. И каким-то боком мне довелось на ней родиться. И рассказ об этом доме, предках переселенцах, революциях и войнах еще впереди. Но странное название, ставшее в семье уже нарицательным,  все же хотелось идентифицировать. С районом – Москалевкой, уже разобрались, а тут вот ясности маловато. И вот на глаза попалась статья замечательного автора. И я с удовольствием ее размещаю. По непонятным мне самому причинам, я не буду помечать свой дом крестиком на приведенном плане

КАК В ХАРЬКОВЕ ШЕРСТЬ МЫЛИ

        В ХІХ веке на харьковских реках ежегодно промывалось десятки тысяч пудов шерсти, и наш город являлся центром особой отрасли промышленности – фабричной промывки шерсти.

        Когда и почему появились в Харькове первые шерстомойки, где они располагались и кому принадлежали, какие из них просуществовали дольше всего? На эти и другие вопросы я постараюсь ответить в своей заметке.

       Появление в нашем городе шерстомойных заведений, или попросту – моек, стало следствием активного развития овцеводства в Харьковской и соседних губерниях, где начали разводить мериносов – породу тонкорунных овец.
Мериносы
Овцы-мериносы

        В 1827 году в Харькове была учреждена Троицкая шерстяная ярмарка «в поощрение выгодной для всего южного края торговли шерстью». Шерсть на ярмарку привозилась помещиками в «грязном» виде, т.е. содержащей грязь, пот и жиры. Мытая шерсть была более чем вполовину легче грязной, что существенно удешевляло её дальнейшую транспортировку на суконные фабрики Москвы и губернии. Естественно, перемывать и перерабатывать шерсть в так называемую фабрично-мытую, для продажи фабрикантам, было удобнее всего в Харькове.

        Благоприятным обстоятельством стало также наличие необходимых природных ресурсов. Дело в том, что в процессе отмывки шерсти от жиров отечественными промышленниками использовалась зеленая (глауконитовая) глина, дававшая кроме того эффект отбеливания. В Харькове и окрестностях такая глина была в изобилии, особенно в районе журавлевских склонов.

        Первые шерстомойки появились в Харькове уже в самом начале ХІХ века. Они были устроены на р. Лопань, которая, будучи запружена плотиной помещика Квитки, позволяла мыть шерсть без особых затруднений.

        Шерсть, поступавшая на харьковские мойки, сначала разделялась на несколько сортов, каждый сорт в отдельности запаривался в горячей воде с применением соды и щелочи и несколько раз промывался в реке. Запаренная и предварительно промытая шерсть смешивалась с глиной, а затем окончательно промывалась в реке, после чего просушивалась на воздухе и упаковывалась в мешки.

        В 1837 г. в Харькове было уже 12 шерстомоек, принадлежавших местным купцам и мещанам: Андрею Климову и Екатерине Щелковой, наследникам Ивана Рыжова, Василию Цыгареву, Мел. Андрееву, Фед. Бакуменко, Петру Грановскому, Никифору Познякову, Вас. Половитке, Якову Угольскому, Мих. Орленскому, Ив. Нефедову, Степану Гладкову.

        В конце 40-х годов ХІХ ст. в Харькове насчитывалось восемь шерстомойных заведений, владельцами которых были купцы Позняков, Андреев, Рыжов, Климов, Кувшинников, братья Цыгаревы, Коровин, Чеботарев. Все харьковские мойки располагались на левом берегу р. Лопань, кроме мойки Чеботарева, которая была на правом берегу, в конце Конторской улицы. Как старейшие, существующие более 30-ти лет, отмечались мойки Цыгаревых и Рыжова. Они же были на то время наиболее крупными и хорошо обустроенными.

        Кроме того, в окрестностях Харкова находились ещё три мойки, их владельцами были: Швальбах (Малая Даниловка), Науман (Дудковка), Макаров (Григоровка).

        Производственный процесс промывки шерсти долгое время оставался достаточно примитивным. В середине ХІХ ст. очень важной и занимавшей большое количество времени и рабочих рук, являлась работа на проточной воде. Она проводилась на деревянных плотах с вырубленными отверстиями для «промывательных» ящиков. Каждая мойка обычно имела два плота, установленных своей длиной поперек Лопани, параллельно друг другу. Промывальщицы, орудуя развиленными палками, создавали в ящиках круговорот воды, а течение реки подхватывало и уносило все нечистоты из шерсти. Для защиты рабочих от осадков, плоты были оборудованы холстяными навесами. Промытая на плотах шерсть складывалась на особенных деревянных, помостах, устроенных на берегу Лопани. Эти помосты имели вид покатых к реке возвышений, часто с навесами, защищавшими шерсть от пыли и дождя.

        Развитие шерстомойной отрасли имело несомненный плюс – мойки на протяжении многих лет обеспечивали работой большое число горожан и сельских жителей. В Харькове, в 50-е годы ХІХ ст., в летний рабочий день на мойках трудилось до 2500 рабочих, преимущественно женщин, девушек и детей. Работницы, занимавшиеся промывкою на плотах, а также и те, которые запаривали шерсть и мяли ее с глиной, были, как правило, из деревень, нередко расположенных за сто верст и более. Вообще, для этих работ охотнее нанимали деревенских женщин, считавшихся более сильными и выносливыми, чем горожанки. Поденная плата за эти работы оставляла 50 коп. ассигнациями, за работу с глиною платилось до 70 коп. ассигнациями. Менее всего платилось детям за переноску шерсти к плотам.

        Вместе с тем мойки наносили ощутимый вред городу в санитарно-гигиеническом отношении. Это особенно проявлялось в засушливое лето, когда попадавшие в реку органические вещества и нечистоты от шерсти подвергались сильному гниению, делали речную воду мутной и зловонной.

        В 1838 году была учреждена Харьковская акционерная компания для торговли шерстью, открывшая в 1853 г. собственную шерстомойку. Таким образом, кроме частных шерстомоек в городе появилась ещё и «компанейская».

        В 1869 г. в Харькове насчитывалось 9 моек: Акционерной компании, Цыгарева, Гладкова, Куликовского, Новикова, Рыжова, Потапова, Фихтенгольц, Чеботарева. Две мойки работали в селе Григоровке на речке Уды – Бакланова и Макарова.

        В 70-х годах ХІХ ст. многие мойки сменили владельцев и были модернизированы. Например, одна из старейших моек, Рыжова, была куплена в 1872 г. купцом Н. П. Петренко, а в 1881 г. переделана в паровую. Шерстомойное заведение Петренко располагалось на Москалевке, где одна из улиц до сих пор называется Моечная. Мойка Цыгарева (Цыгаревский переулок на Заиковке) была приобретена А. Ашукиным с сыновьями. В 1875 году товариществом В. Алексеева была основана механическая шерстомойка в с. Григоровка.

       Мойки Петренко и Алексеева оснащаются специальными шерстомойными машинами, называемыми левиафанами. Механизация производства существенно удешевляла затраты на промывку шерсти, ручные шерстомойки не выдерживали конкуренции. Кроме того, химические способы обработки грязной шерсти вытесняли применение глины.
123616_600

        К началу 80-х годов в Харькове насчитывалось 9 моек. Четыре из них находились на левом, москалевском берегу Лопани, между газовым заводом и Основянской плотиной:
1. Чикина (не действовала)
2. Петренко (бывш. Рыжова)
3. Потапова (не действовала)
4. Бирюкова
Остальные пять моек располагались в районе изгиба большой лопанской петли (старое русло):
5. Ашукина (бывш. Цыгарева)
6. Немченкова-Куликовского
7. Гладкова (в аренде у Торгового дома Стукина и Спис)
8. Акционерной компании по торговле шерстью
9. Сушкина
Мойки
Фрагмент плана Харькова 1887 г.

        В окрестностях Харькова в это время работали три мойки: две в Григоровке (Алексеева и Бакланова) и одна — в Филипповом селе (Александрова).

        На семи работавших в 1883 году харьковских мойках трудилось 1524 человек, в день перемывалось 855-885 пудов шести. Получали работники от 15 коп. (дети) до 1 руб. (мужчины) в сутки. Оплата зависела и от графика, на некоторых мойках работы продолжались от зари до зари с перерывами на прием пищи, составлявшими в общем 3 часа.

        В 90-е годы ХІХ ст. число работающих в городе и уезде шерстомоек постепенно сокращается до 5 (1894 г.) – 4 (1898 г.), среди хозяев и арендаторов – новые лица: Холин И. И, Простов А.П., Трофименко Я. К.

        К началу ХХ ст. производство шерсти в России существенно сократилось. Русское овцеводство переживало кризис вследствие постепенного перехода от крупного землевладения к мелкому, ежегодного повышения арендной платы за землю, распашки земель под хлеба и пр. культуры. Кроме того, тонкорунное производство страдало из-за ежегодно увеличивающегося ввоза заграничной мериносовой шерсти (в основном – австралийской и южноафриканской). При этом из-за несовершенного таможенного обложения, в Россию завозилась уже мытая шерсть, что крайне негативно отображалось на положении русских шерстомойных заведений, мывших мериносовую шерсть.

        Мойки в России стали повсеместно закрываться. Процесс сокращения коснулся не только ручных моек, но и распространился на паровые. Выжили сильнейшие. В 1900 г. в Харькове и уезде осталось только две работающие мойки – Петренко и Алексеева.

        Перед Первой мировой войной шерстомойное заведение Алексеева — одно из крупнейших в России. Оно оборудовано по последнему слову техники – имеется подпарочное отделение, производится эффективная очистка грязных сточных вод, к станции Новая Бавария подведена ж/д ветка. Вырабатывалось мытой шерсти более чем на 2 млн. руб, а также сырой кожи и шерстяного жира. На производстве было занято 347 рабочих.
MPSC_201012081037341_5

Фрагмент плана Харькова 1916 г.

        Мойка Петренко была не такой крупной, однако при ней действовала ещё и парфюмерно-мыловаренная фабрика. Общий годовой оборот — до 140 тыс. руб., количество работающих — 214 человек.

Река Лопань (Основа)_открытка
Река Лопань. Почтовая открытка начала ХХ ст. Справа — огороженная территория шерстомойки.

        После установления Советской власти в Харькове обе мойки были национализированы. Бывшая мойка Алексеева при ст. Красная Бавария стала 1-ым Гос. шерстомойным заводом им. тов Мануильского, а мойка Петренко — 2 -ым Гос. Шерстомойным заводом.

        К концу 20-х годов ХХ ст. в Харькове остался только один шерстомойный завод им. Мануильского Всесоюзного объединения по заготовке шерсти «Союззаготшерсть». После войны предприятие называлось «Харьковская фабрика первичной обработки шерсти имени Мануильского».

        В настоящее время правопреемником этой фабрики является предприятие «Харьков-шерсть», расположенное по адресу пр. Любови Малой (бывш. пр. Постышева), 99. офсайт Как и полтора столетия назад здесь моют шерсть. Теперь этот процесс полностью автоматизирован, вода на линии промывки подается из артезианской скважины, а отработанная — очищается на специальных очистных системах. Правда, объемы производства мытой шерсти, по сравнению с дореволюционными, уже далеко не те…

Свободное некоммерческое использование материалов статьи в Интернете допускается при условии указания авторства и активной ссылки на sojma.wordpress.com. Печатное использование-только с согласия автора.

Мои далекие предки , купили дом на ул. Моечной как раз в 1876г, о чем у меня имеется документ- купчая. Так что они все это экологическое безобразие смогли наблюдать собственными глазами, ну так чтоб не сказать ощутить органами дыхания

Visits: 210

2 comments

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

больше...