Фотографический Харьков
Следующий сразу за Иваницким дом №5 тоже украшен вывеской “Фотография”. Чья именно в этом ракурсе рассмотреть сложно, а в списке там просто фотографическое гнездовье:
Харьков, ул. Московская, 5:
№ 5 теперь справа (он угловой, перекресток Московской и Петровского переулка).
Слева дом № 4, за ним – № 2 и тоже с вывеской “Фотография”. Годы снимка неизвестны, вероятно 1890-е. Кто там в это владел фотоателье пока неизвестно.
Неделя, которая началась 15 ноября 1910 г. потрясла харьковское общество новостью: накануне, в воскресенье ближе к вечеру, на пустыре в конце Садово-Куликовской улицы местные мальчишки нашли труп известного в Харькове и на всём юге России предпринимателя, владельца большого склада-магазина фотоаппаратов, фотопринадлежностей, а также граммофонов, зонофонов и т. д. Анатолия Вернера.
Московская улица, №4, 1900-е, Склад фотопринадлежностей и фотоателье Вернера.
Коммерческую деятельность в Харькове Анатолий Вернер начал, купив у собственного дяди Карла Ивановича (Карла-Людвига) Фреландта, имевшего сеть складов-магазинов фототоваров и фотоателье также в Москве, Петербурге и Казани, заведение на углу Московской улицы и Петровского переулка (сейчас Московский проспект и пер. Короленко).
… в 1910 году у него был склад-магазин, где не только весь Харьков, но и жители других городов покупали фотоаппараты и всё, что связано с фотоделом, а также граммофоны, патефоны, зонофоны, пластинки и т .д., и т. п. Кроме того, одно из помещений он сдавал кинотеатру «Мишель».
в статье не поясняется фотография “Павильон Вернера в Университетском саду”. Что это за заведение было? И далее в посте есть фотография с “панорама восточной части Николаевской площади” где снова-таки присутствует склад Вернера, соседствуя с фотографией Овчинникова.
Панорама восточной части Николаевской площади
Панорама Николаевской площади
Второй угол Московской улицы и Николаевской площади – №1/5 (дом принадлежал Харьковскому Успенскому собору, на первом этаже магазины, на втором – квартиры для соборного причта)
Зайцев Василий Данилович ул. Московская, 1
конка проезжает по Павловской площади мимо Биржи
В данном случае это, надо полагать:
Еще Лещинский:
И еще Лещинский, и, наконец-то та самая «РУССКАЯ СВЕТОПИСЬ»
В 1897 г. М. Я. Лещинский открыл в Харькове собственную фотографию «Русская Светопись» на Екатеринославской улице в доме 24 – это было первое в Российской Империи фотографическое ателье для съемки при электрическом освещении. И даже в 1902 г. харьковская пресса отмечала единственный вечерний электрический павильон у Лещинского на Екатеринославской улице.
В последующие годы, вплоть до 1920–х гг. М.Я. Лещинский несколько раз сменил адрес своего ателье. В 1906-1909 гг. оно располагалось по ул. Сумской, 11, где фотограф арендовал помещение под павильон у доктора М.Д. Гинзбурга. У него же он арендовал в соседнем доме пять комнат, в которых проживал с семьей. Очень недолго (1911 г.) существовала его фотография на углу у Харьковского моста. Затем он открыл большой павильон в одном из самых бойких мест в городе – на Сергиевской площади у Лопанского моста. В первый же год работы в павильоне из-за неосторожного обращения с огнем, произошел пожар. Однако, не смотря на это, фотография «Русская Светопись» успешно работала на этом месте вплоть до послереволюционных годов. Так как вид на Лопанский мост и улицу Екатеринославскую пользовался большой популярностью у издателей открыток с видами Харькова, фотосалон Лещинского можно увидеть на многих открытках, изданных в это время.
После революции, фотограф продолжал работать в Харькове. Видимо, благодаря своему происхождению, ему удалось договориться с новой властью, и в начале 1920-х годов он организует фотографию при Украинском ЦИК уже под названием «Красная Светопись». «Красная Светопись» расположилась в самом центре Харькова на площади Тевелева в здании гостиницы «Красная» (бывшая «Метрополь»). В годы НЭПа Лещинский продолжал выпускать открытки с фотографиями артистов, проставляя сзади штемпель с указанием на «Красную Светопись».
В Харькове по сей день сохранилось непривычно много домов из-под дореволюционных фотоателье.
В мирном довоенном 2013-м власти даже запустили туристический маршрут «Кинематографический Харьков» (link). Неизвестно, действует ли он сейчас, но даже в его меню немало любопытных дат и адресов. И карта.
По маршруту туристов будет возить специально декорированный автобус. Планируется, что поездки начнутся в апреле, по субботам.
Южный вокзал
– Памятник отцу Федору (персонаж романа «Двенадцать стульев» Ильи Ильфа и Евгения Петрова) установлен на 1-й платформе Южного ж/д вокзала в 2001 году.
Полтавский шлях
– «Театр юного зрителя» (Полтавский шлях, 18). В разное время здесь работали
фотоателье М.И. Овчиникова (1883-1891), А.К. Федецкого (1891-1896).
Здесь находилась вторая мастерская Альфреда Федецкого. Из этого здания он совершил свою первую киносъемку, которая называлась «Торжественное перенесение чудотворной Озерянской иконы из Куряжского монастыря в Харьков» 30 сентября 1896 года. В этом же здании до революции находился кинотеатр «Корсо».
– Кинотеатр «Боммеръ» (Полтавский шлях, 6).
Дом Базилевича на ул. Екатеринославской (сейчас ул. Полтавский шлях,6). В разное время здесь работали фотоателье В.С. Досекина, (1856-1883), Н.В. Досекина, (1885-1886), А.К. Федецкого (1886-1889), Р.Л. Туккера (1893-1898), Ф.А. Азарнова (1912-1915), «Де Ламитье» (1915-1916). В 1908 году на этом месте был построен кинотеатр Бр. Боммер.
Сеансы в нем начались 3 марта 1908 года.
ул. Сумская
– ул. Сумская, 3 – Мастерская украинского фотографа польского происхождения, одного из первых кинематографистов Российской империи, первого украинского оператора хроникально-документальных фильмов Альфреда Федецкого. Выполнил значительное количество фотопортретов известных людей Российской Империи, в том числе членов Императорской фамилии;
– ул. Сумская, 5 – Доходный дом кинопредпринимателя, владельца кинотеатров Дмитрия Харитонова, в котором он проживал с семьей на втором этаже. Дом поострен в 1912 году. В марте 1913 года Харитонов во дворе дома открыл двухэтажный кинотеатр «Ампир» после революции носил имя «1-й Комсомольский». В подвале дома находилась его прокатная контора.
– ул. Сумская, 25 – Аллея почетных гостей фестиваля короткометражного кино «Харьковская сирень» была открыта в 2010 году. 16 мая в саду им. Шевченко состоялась торжественная церемония открытия. В церемонии приняли участие председатель Харьковской облгосадминистрации Михаил Добкин, секретарь Харьковского городского совета (позже мэр) Геннадий Кернес, французская киноактриса Милен Демонжо, почетные гости – актер Пьер Ришар, …
На Аллее установлены бронзовые слепки ладоней гостей кинофестиваля. Каждый год она пополняется новыми “ладошками”;
Московский проспект
– Дом фотографа, кинематографиста, журналиста, редактора и издателя
Александра Мишона (угол Московского проспекта и пер. Слесарный, 1);
– Дом, где жил и работал механик и изобретатель Иосиф Тимченко (Московский
проспект 10/12);
– По адресу Московский проспект (раньше ул. Московская, №8) располагались прокатная контора и кинотеатр «Аполло» Дмитрия Харитонова (Московский проспект, 8);
– Кинотеатр «Модерн» (Московский проспект, 6);
– Кинотеатр «Мишель» И. Вальчини (Московский проспект, 4);
ул. Университетская, Рымарская, Бурсацкий спуск
22. Последним пунктом в маршруте станет кинотеатр «Боммеръ» (Полтавский шлях, 6), где туристам будет показан фильм Александра Довженко «Ягодка любви» под музыкальное сопровождение композитора и пианиста Владимира Соляникова.
Visits: 617
Вот экземплярчик