Главная страница » Фотографы древнего Харькова

Фотографы древнего Харькова

Фотографический Харьков

 
Начало Московской улицы.
Слева вывеска “Фотограф А. М. Иваницкий”
годы и адрес из списка –  1899 – 1916 ул. Московская, 3 (дом Шахова) 
 

Следующий сразу за Иваницким дом №5 тоже украшен вывеской “Фотография”. Чья именно в этом ракурсе рассмотреть сложно, а в списке там просто фотографическое гнездовье:
Харьков, ул. Московская, 5:

 
-) Шеме Генрих и Чумичев : 1866 – 1879 ул. Московская, 5 (дом Замятина)
-) Сучков Михаил совместно с Тихоновым Пахомом За-харьковская (?)
«САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКАЯ ФОТОГРАФИЯ» 1876 – 1888 ул. Московская, 5 (дом Замятина)
разрешение на фотографическую деятельность: 18.02.1876
-) Ваксель Владимир Владимирович : 1892 ул. Московская, 5 (дом Кемпера)
разрешение на фотографическую деятельность :10.12.1891 
-) Трофимов Елисей : 1893 ул. Московская, 5 (дом Кемпера)
-) Гольденберг Яков : «МАКАРТ»: 1895 – 1898 ул. Московская, 5 (дом Замятина)
разрешение на фотографическую деятельность: 02.08.1895 
Серебрин Гершон Шлемович”: «ПЕТЕРБУРГСКАЯ ФОТОГРАФИЯ» 1897 – 1901 ул. Московская, 5 (дом Шахова)
разрешение на фотографическую деятельность: 30.09.1897 
-) Михайловский Петр : 1901 – 1912 Московская 5, (отделение на Нетечинская, 50)
разрешение на фотографическую деятельность : 24.07.1901
-) Михайловская А.И. : 1915 – 1916 ул. Московская, 5
-) «МИНИАТЮР»  1915 – 1916 ул. Московская, 5
(и да, Шеме c Чумичевым и Сучков как-то не стыкуются друг с другом. И что означает “За-харьковская”?, все вопросы – к авторам списка )
 
 
 
 
Тот же участок Московской улицы в обратном направлении.

№ 5 теперь справа (он угловой, перекресток Московской и Петровского переулка).
Слева дом № 4, за ним – № 2 и тоже с вывеской “Фотография”. Годы снимка неизвестны, вероятно 1890-е. Кто там в это владел фотоателье пока неизвестно.

 
 
 
То же место, но ракурс смещается влево, № 5 остается за кадром, зато хорошо виден весь №4 и он также украшен вывеской “Фотография”.
 
В данным момент фотографическое заведение вероятно принадлежит Карлу Фреландту, а примерно с 1900-го года дом будет владеть Вернер. Известный и очень трагический персонаж фотографического Харькова.
 

Неделя, которая началась 15 ноября 1910 г. потрясла харьковское общество новостью: накануне, в воскресенье ближе к вечеру, на пустыре в конце Садово-Куликовской улицы местные мальчишки нашли труп известного в Харькове и на всём юге России предпринимателя, владельца большого склада-магазина фотоаппаратов, фотопринадлежностей, а также граммофонов, зонофонов и т. д. Анатолия Вернера.

Московская улица, №4, 1900-е, Склад фотопринадлежностей и фотоателье Вернера.

Коммерческую деятельность в Харькове Анатолий Вернер начал, купив у собственного дяди Карла Ивановича (Карла-Людвига) Фреландта, имевшего сеть складов-магазинов фототоваров и фотоателье также в Москве, Петербурге и Казани, заведение на углу Московской улицы и Петровского переулка (сейчас Московский проспект и пер. Короленко).

… в 1910 году у него был склад-магазин, где не только весь Харьков, но и жители других городов покупали фотоаппараты и всё, что связано с фотоделом, а также граммофоны, патефоны, зонофоны, пластинки и т .д., и т. п. Кроме того, одно из помещений он сдавал кинотеатру «Мишель». 

в статье не поясняется фотография “Павильон Вернера в Университетском саду”. Что это за заведение было? И далее в посте есть фотография с “панорама восточной части Николаевской площади” где снова-таки присутствует склад Вернера, соседствуя с фотографией Овчинникова.

Резюмируюя: “Вернер Анатолий Феликсович” 1900 (?) – 1910 (?)ул. Московская, 4
 
Количество фотоателье на Московской улице просто поражает, то есть буквально – в каждом доме.
 
№2, №4, №6 – 
 
-) “Шкляревский Ефим : 1888 – ул. Московская, 6 (дом Кемпера)
разрешение на фотографическую деятельность: 10.08.1888
-) «НОБЛЕСС» : 1915 – 1916 ул. Московская, 6
этот же дом со стороны Петровского переулка:
-) Магазинников Гайла Лейбович : «Moderne» 9.07.1902 – 1917 пер. Петровский, 13 (угловой – Московская № 6 / 13 (дом Селиванова)
 
№3, №5, №9 –
 
-) “Гроссман Юлий Леопольдович : 03.07.1887 ул. Московская, 9 (дом Кемпера)
-) Огарев Иван : 15.03.1888 ул. Московская, 9 (дом Кемпера)
-) Плачковский Владимир : 17.04.1888 ул. Московская, 9 (дом Кемпера)
 
Пересечение ул. Московской и Петровского переулка состоит из четырех углов
по справочнику “Домовладельцы г.Харькова” 1909 г. :
№ 4 (дом Штейфона)  / 14 (дом Хайначенковой)
№5 / 15 (дом Стрекалова)  
№ 6 / 13 (дом Селиванова)
№ 7 / 16 Университет
 
Далее по улице у нас “угол ул. Московской и пер. Слесарного”. 
 
-) Мишон Александр 1883 угол ул. Московской и пер. Слесарного
-) Остроумов Александр АМЕРИКАНСКАЯ ФОТОГРАФИЯ 09.07.1897 “угол ул. Московской и пер. Слесарного / ул. Московская (павильон Эбергорда) (с 1907)”
 
Углов, вообще-то два: № 11 / 1 (дом Уткина ) и №13/2 (дом Иванова).
 
Мишон – это точно № 11 / 1. “Американская фотография” Остроумова, наверное, тоже. Что такое “павильон Эбенгордана на Московской улице” непонятно.
 
В конце улицы:
-) Скобельцина, Ильина С.Н. 1915 – 1916, ул. Московская, 16
-) Гунглингер Иосиф 14.05.1871 – 1875, ул. Московская, 18 (дом Гончарова)
(№22 – угол с Рыбной, №27 – угол с Николаевской и Харьковская набережная, и где-то там уже Харьковский мост)
 
Идем дальше, а точнее возвращаемся назад. Улица Московская берет начало от Николаевской площади и непонятный №2 – это угловой, дом Штейфона, № 2/6 по Московской и № 6/2 по Николаевской площади.
 
А там фотограф Овчинников. 
 
Овчинников Михаил 1892 – 1902 пл.  Николаевская, 6 (дом Штейфона)
разрешение на фотографическую деятельность: 16.06.1879
 
Рядом с ним вывеска скалада Вернера, но это просто реклама. Снимок после 1900-го.

 Панорама восточной части Николаевской площади

 
Еще Овчинников, в развертке и без Вернера, вероятно до 1900-го.

 Панорама Николаевской площади

 
В том же доме позднее:
-) Пицек Ярослав 1911 – 1916 пл. Николаевская, 2/6  № 6/2 (дом Штейфона), угол ул. Московской и пл. Николаевской
 
и ранее:
-) Магазинер З.Г. «РУССКАЯ ФОТОГРАФИЯ» 1860 – 1870 ул. Московская, 2
-) Кордес Л. 1871 пл. Николаевская, 6 (дом Винтерфельда)
разрешение на фотографическую деятельность: июнь 1871
-) Ясевич Болеслав 1882 – 1889 ул. Московская, 2 (дом Штейфона)
разрешение на фотографическую деятельность: 29.04.1882
-) Кордес А. 19.12.1887 – 1888 ул. Московская, 2
-) Блюм Герман  1892 – 1899 пл. Николаевская, 6 ( дом Питры)
разрешение на фотографическую деятельность: 10.01.1892

Второй угол Московской улицы и Николаевской площади – №1/5 (дом принадлежал Харьковскому Успенскому собору, на первом этаже магазины, на втором – квартиры для соборного причта)
Зайцев Василий Данилович ул. Московская, 1

Белодубровский З.Д. пл. Николаевская, 5/1
 
еще на площади в разных местах и в разное время:
Овчинников Михаил Иванович 1907пл. Николаевская, 16
Данилевский Яков 1867 – 1868 пл. Николаевская, 1 (дом Куликова)
 
Николаевская площадь. Городская Управа, Фотосклад (реклама?) Вернера

 

 

Панорама Николаевской площади со стороны пл. Торговой

 конка проезжает по Павловской площади мимо Биржи

 
где-то напротив:
Свейковский 1888 пл. Николаевская против биржи
разрешение на фотографическую деятельность: 27.11.1887
 
переходим Екатеринославскую (сейчас Полтавский шлях):

 

1918. Екатеринославская ул. Электро- Фотографии и Цинкографии В.М. Довбни
Довбня Вениамин” 1915 – 1916 ул. Екатеринославская, 27

 

 

 

 

 Начало Екатеринославской улицы , фотограф Лещинский

В данном случае это, надо полагать:

«РУССКАЯ СВЕТОПИСЬ», “Лещинский М.Я. 1911 Харьковский мост (угол Харьковского моста)
Хотя, заметим, никаких признаков ТМ “Русская светопись” не наблюдается.
 
На Екатиринославской Лещинский М.Я.  пребывал так же в 1901 1906ул. Екатеринославская, 24 (дом Гинсбурга)
 
 

Еще Лещинский:

Сергиевская площадь

 

«РУССКАЯ СВЕТОПИСЬ», Лещинский М.Я.  1914 – 1916 пл. Сергеевская (у Лопанского моста)
 

И еще Лещинский, и, наконец-то та самая «РУССКАЯ СВЕТОПИСЬ»

 
«РУССКАЯ СВЕТОПИСЬ»”, Лещинский М.Я.  1909ул. Сумская11
 

В 1897 г. М. Я. Лещинский открыл в Харькове собственную фотографию «Русская Светопись» на Екатеринославской улице в доме 24 – это было первое в Российской Империи фотографическое ателье для съемки при электрическом освещении. И даже в 1902 г. харьковская пресса отмечала единственный вечерний электрический павильон у Лещинского на Екатеринославской улице.
  В последующие годы, вплоть до 1920–х гг. М.Я. Лещинский несколько раз сменил адрес своего ателье. В 1906-1909 гг. оно располагалось по ул. Сумской, 11, где фотограф арендовал помещение под павильон у доктора М.Д. Гинзбурга. У него же он арендовал в соседнем доме пять комнат, в которых проживал с семьей. Очень недолго (1911 г.) существовала его фотография на углу у Харьковского моста. Затем он открыл большой павильон в одном из самых бойких мест в городе – на Сергиевской площади у Лопанского моста. В первый же год работы в павильоне из-за неосторожного обращения с огнем, произошел пожар. Однако, не смотря на это, фотография «Русская Светопись» успешно работала на этом месте вплоть до послереволюционных годов. Так как вид на Лопанский мост и улицу Екатеринославскую пользовался большой популярностью у издателей открыток с видами Харькова, фотосалон Лещинского можно увидеть на многих открытках, изданных в это время.

  После революции, фотограф продолжал работать в Харькове. Видимо, благодаря своему происхождению, ему удалось договориться с новой властью, и в начале 1920-х годов он организует фотографию при Украинском ЦИК уже под названием «Красная Светопись». «Красная Светопись» расположилась в самом центре Харькова на площади Тевелева в здании гостиницы «Красная» (бывшая «Метрополь»). В годы НЭПа Лещинский продолжал выпускать открытки с фотографиями артистов, проставляя сзади штемпель с указанием на «Красную Светопись». 

5 октября 1927 г. фотограф Михаил Яковлевич Лещинский скончался в Харькове.
(из статьи Хильковского “Михаил Лещинский”)
 
 

В Харькове по сей день сохранилось непривычно много домов из-под дореволюционных фотоателье.

В мирном довоенном 2013-м власти даже запустили туристический маршрут «Кинематографический Харьков» (link). Неизвестно, действует ли он сейчас, но даже в его меню немало любопытных дат и адресов. И карта.

 
(октябрь 2013)
 
 
… протяженностью 11 км объединил 22 объекта. Маршрут начинается от памятника отцу Федору (Южный вокзал), а заканчивается кинотеатром “БоммерЪ”, где покажут фильм Александра Довженко “Ягодка любви”.

По маршруту туристов будет возить специально декорированный автобус. Планируется, что поездки начнутся в апреле, по субботам.

 

Маршрут «Кинематографический Харьков»

Южный вокзал
– Памятник отцу Федору (персонаж романа «Двенадцать стульев» Ильи Ильфа и Евгения Петрова) установлен на 1-й платформе Южного ж/д вокзала в 2001 году.

Полтавский шлях
– «Театр юного зрителя» (Полтавский шлях, 18). В разное время здесь работали
 фотоателье М.И. Овчиникова (1883-1891), А.К. Федецкого (1891-1896).
Здесь находилась вторая мастерская Альфреда Федецкого. Из этого здания он совершил свою первую киносъемку, которая называлась «Торжественное перенесение чудотворной Озерянской иконы из Куряжского монастыря в Харьков» 30 сентября 1896 года. В этом же здании до революции находился кинотеатр «Корсо».
– Кинотеатр «Боммеръ» (Полтавский шлях, 6).
Дом Базилевича на ул. Екатеринославской (сейчас ул. Полтавский шлях,6). В разное время здесь работали фотоателье В.С. Досекина, (1856-1883), Н.В. Досекина, (1885-1886), А.К. Федецкого (1886-1889), Р.Л. Туккера (1893-1898), Ф.А. Азарнова (1912-1915), «Де Ламитье» (1915-1916). В 1908 году на этом месте был построен кинотеатр Бр. Боммер.
Сеансы в нем начались 3 марта 1908 года.


ул. Сумская
–  ул. Сумская, 3 – Мастерская украинского фотографа польского происхождения, одного из первых кинематографистов Российской империи, первого украинского оператора хроникально-документальных фильмов Альфреда Федецкого. Выполнил значительное количество фотопортретов известных людей Российской Империи, в том числе членов Императорской фамилии;

–  ул. Сумская, 5 – Доходный дом кинопредпринимателя, владельца кинотеатров Дмитрия Харитонова, в котором он проживал с семьей на втором этаже. Дом поострен в 1912 году. В марте 1913 года Харитонов во дворе дома открыл двухэтажный кинотеатр «Ампир» после революции носил имя «1-й Комсомольский». В подвале дома находилась его прокатная контора.

–  ул. Сумская, 25 – Аллея почетных гостей фестиваля короткометражного кино «Харьковская сирень» была открыта в 2010 году. 16 мая в саду им. Шевченко состоялась торжественная церемония открытия. В церемонии приняли участие председатель Харьковской облгосадминистрации Михаил Добкин, секретарь Харьковского городского совета (позже мэр) Геннадий Кернес, французская киноактриса Милен Демонжо, почетные гости – актер Пьер Ришар, … 
На Аллее установлены бронзовые слепки ладоней гостей кинофестиваля. Каждый год она пополняется новыми “ладошками”;

 

Московский проспект
–  Дом фотографа, кинематографиста, журналиста, редактора и издателя
 Александра Мишона (угол Московского проспекта и пер. Слесарный, 1);
– Дом, где жил и работал механик и изобретатель Иосиф Тимченко (Московский
 проспект 10/12);
– По адресу Московский проспект (раньше ул. Московская, №8) располагались прокатная контора и кинотеатр «Аполло» Дмитрия Харитонова (Московский проспект, 8);
– Кинотеатр «Модерн» (Московский проспект, 6);
–  Кинотеатр «Мишель» И. Вальчини (Московский проспект, 4);

ул. Университетская, Рымарская, Бурсацкий спуск

22. Последним пунктом в маршруте станет кинотеатр «Боммеръ» (Полтавский шлях, 6), где туристам будет показан фильм Александра Довженко «Ягодка любви» под музыкальное сопровождение композитора и пианиста Владимира Соляникова.

 

Visits: 617

One comment

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

больше...